«Бешеный» – в октябрьском дайджесте BluePrint

«Бешеный» Соржа Шаландона — в октябрьском дайджесте BluePrint.

Литературные герои октябрьских книг все время бегут. У Соржа Шаландона — из колонии для малолетних преступников. У Сельвы Альмады — по сельской Аргентине. А герои Еганы Джаббаровой в поисках дома бегут сначала в Екатеринбург, а потом — из него.
Лето 1934 года. Французский остров Бель-Иль. Из детской колонии бегут 56 подростков, за которыми начинается охота. За каждого пойманного беглеца платят 20 франков. Гонятся все — жандармы, надзиратели, местные жители, даже туристы. Всех ловят. Кроме одного. История о побеге мальчишек из колонии реальная, но единственного уцелевшего Шаландон придумывает. Его зовут Жюль Бонно, и он становится проводником читателя по аду детского лагеря, а затем по зарослям острова, где мальчишка сражается за жизнь. В романе — побои, доносы, редкие вспышки дружбы и огромный страх. Но есть и энергия ярости, с которой описано насилие над детьми.
Литературный критик журнала Transfuge Арно Вивиан называет Шаландона «художником разбитого детства». Он не в первый раз описывает ужасы, которые случаются с детьми, — например, рассказывал о сложных отношениях с собственным отцом в романе «Сын негодяя» (на протяжении долгих лет его родитель выставлял себя героем Сопротивления, а на деле оказался коллаборационистом).
Кстати, в 1934-м на Бель-Иль находился поэт Жак Превер, который сочинил об этих событиях стихотворение «Охота на ребенка», а тринадцать лет спустя написал сценарий к фильму Марселя Карне «Цвет юности» о мятеже малолетних заключенных. Однако фильм так и не вышел. Актриса Арлетти, которая играла одну из ролей, в 1985 году рассказала журналу «Синематограф», что съемки фильма приостановили: «Это было неудачно, и все». Успели отснять только 20 минут, но эти материалы были безвозвратно утеряны. Примерно как и таинственный Жюль Бонно.

Подробнее

Автор — Екатерина Петрова @poppy_seed_muffins