О трех «городских» романах писателей из США, недавно вышедших в русском переводе.
Даже не рецензия, в разбор американского бытия «по кирпичикам» на примере трех книг, включая «Дураков». О перипетиях сюжета и мытарствах героев мы уже в курсе, теперь пришла пора разобраться с городом — как он устроен, портит ли его обитателей квартирный вопрос и что вообще символичного в разнообразных кусках бетона, из которых построен мир Норт-Бата. Владимир Максаков разобрался. Получилось интересно. И не только про Норт-Бат.
«Жилые помещения делятся в романе на три категории: частные дома; муниципальный многоквартирный дом „Моррисон-армз“ и „старый отель, величественный и печальный… ‚Сан-Суси‘. ‚Без забот‘“, некогда бывший одной из главных городских достопримечательностей; и, наконец, трейлеры. Вокруг „Сан-Суси“ разбит прекрасный парк, а вокруг трейлера, как нетрудно догадаться, со временем собирается огромная свалка. Еще одна даже не дошедшая до стадии строительства городская достопримечательность — луна-парк „Последнее прибежище“ по соседству с кладбищем — нехитрая метафора нереализованной американской мечты и один из символов периодически поражающих страну экономических кризисов. А вот многоэтажке, хотя в ней и живут, так сказать, представители низших слоев общества, удается себя окупить.
…У персонажей Ричарда Руссо недостатка в жилплощади нет, некоторые из них могут позволить себе даже сдавать часть своего жилья в аренду, но город при этом не растет. Автор иронически списывает это на проклятие, но убедительно звучат и многочисленные упоминания об уезжающих из Норт-Бата людях.
…Еще одно значимое место — кладбище. С него, по словам автора, выступающего хроникером своего города, и началась история Норт-Бата. Конечно, это тоже ироническая метафора: поселение растет вокруг того места, где похоронены его первые жители, — но слишком крепкая привязка к прошлому делает будущее такого города туманным.»